Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Интеграция бизнеса в образовательные экосистемы университетов

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-57-68

Аннотация

Становление платформенной экономики и развитие цифровой инфраструктуры в XXI в. привели к значительным изменениям в сфере высшего образования. Сегодня профессиональные знания можно получать не только в классических университетах, но и посредством альтернативных каналов. Работа посвящена изучению опыта адаптации российских вузов к новым реалиям рынка, а также нацелена на анализ их деятельности в направлении развития образовательных экосистем. Рассмотрены три перспективных направления развития образовательных экосистем: непрерывное образование, коллаборация университетов с бизнесом и возникновение маркетплейсов в образовании. В работе были применены методы неформализованного анализа документов, а также использованы инструменты анализа трафика сайтов и их ссылочных профилей. Результаты исследования демонстрируют, что развитие партнерских отношений и последовательное встраивание бизнеса в образовательную среду становятся критически важными факторами конкурентоспособности современных университетов. Партнерство с компаниями-лидерами рынков положительно сказывается на имидже российских вузов. Анализ также показал, что широко известные технологические компании могут предложить наиболее перспективные модели открытых образовательных маркетплейсов, которые способны к эффективной репрезентации услуг всех университетов. Наконец, были сделаны выводы относительно будущих возможностей и угроз для университетов в условиях трансформации современного образовательного ландшафта.

Об авторах

Ю. И. Ришко
Университет науки и технологий МИСИС
Россия

Ришко Юрий Иванович, канд. техн. наук, начальник учебно-методического управления

г. Москва



Д. Ю. Бобошко
Университет науки и технологий МИСИС
Россия

Бобошко Диана Юрьевна, канд. экон. наук, доц. каф. экономики

г. Москва



Д. М. Трейстарь
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Трейстарь Дмитрий Михайлович, магистрант

г. Москва



Список литературы

1. Harden N. The end of the university as we know it. The American Interest. 2013;8(3):54–62.

2. Pathak B.K. Emerging online educational models and the transformation of traditional universities. Electronic Markets. 2016;26:315–321. https://doi.org/10.1007/s12525-016-0223-4

3. Boboshko D., Treistar D., Kulapova A. Theoretical aspects of formation of the concept of “banking ecosystem”. In: Ecosystems without borders 2023: Proceedings, Kaliningrad, February 1–29, 2023. London: Springer Nature; 2024. Pp. 47–56. https://doi.org/10.1007/978-3-031-67354-2_6

4. Volkov A., Rishko Y., Boboshko D., Eliseeva E., Treistar D., Kulapova A. Multitrack educational programs as a method of educational process personalization at universities. Education Sciences. 2024;14(1). https://doi.org/10.3390/educsci14010022

5. Бобошко Д.Ю., Васильева А.С., Давыдовский А.Г. Современные направления развития педагогики и образования: вызовы и тенденции XXI века. Самара: Поволжская научная корпорация; 2024. 159 с.

6. Chan R.Y. Studying coronavirus (COVID-19) and global higher education: evidence for future research and practice. SSRN Electronic Journal. 2020. https://doi.org/10.2139/ssrn.3622751

7. Hamdanah H., Rusmaniah R., Rajiani I., Muslimah M. Continuance intention of digital education in traditional Indonesian higher education: policy implication forward. Journal of Infrastructure, Policy and Development. 2024;8(5). https://doi.org/10.24294/jipd.v8i5.3596

8. Sujová E., Čierna H., Simanová L, Gejdoš P., Štefková J. Soft skills integration into business processes based on the requirements of employers – approach for sustainable education. Sustainability. 2021;13. https://doi.org/10.3390/su132413807

9. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019;27(2):290–302. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-2-290-302

10. Sheveleva N.A., Vasilyev I.A. Digital platforms in Russian higher education. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2022;15(8):1156–1170.

11. Niemi H. Building partnerships in an educational ecosystem. CEPS Journal. 2016;6(3):5–15.

12. Tutunaru S., Covalenco I. Development of the university educational ecosystem in ICT. In: Competitiveness and innovation in the knowledge economy: Proceedings., Chisinau, September 28-29, 2018. Chisinau: Academy of Economic Education of Moldova; 2018. Pp. 49–52. (In Romanian).

13. Field J. Lifelong learning. Adult learning and education. 2011;20–28.

14. Tuijnman A., Boström A.K. Changing notions of lifelong education and lifelong learning. International review of education. 2002;48:93–110. https://doi.org/10.1023/A:1015601909731

15. Plastinina N.A., Bogdanova S.Yu., Dimova I.V. Edutech in continuing education. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2022;3(59):111–121. https://doi.org/10.36906/2311-4444/22-3/10

16. Кузнецова И.Ю. Особенности практической подготовки студентов на базовой кафедре вуза. Непрерывное образование: XXI век. 2018;4(24):107–116.

17. Baturay M.H. An overview of the world of MOOCs. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015;174:427–433. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.685

18. Chuang I., Ho A. HarvardX and MITx: four years of open online courses – fall 2012 – summer 2016. SSRN Scholarly Paper. 2016. https://doi.org/10.2139/ssrn.2889436

19. Likovič A., Rojko K. E-learning and a case study of Coursera and edX online platforms. Research in Social Change. 2022;14(1):94–120. https://doi.org/10.2478/rsc-2022-0008

20. Павлов Н.И., Павлов К.И. Сетевое взаимодействие высших учебных заведений в условиях современности. Проблемы современного педагогического образования. 2022;77(4):280–283.

21. Исмаилов Т.Н., Люманов О.Э., Ильясова Ф.С. Архитектура и представление образовательного маркетплейса. Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2019;4:28–34.

22. Ришко Ю.И., Бобошко Д.Ю. Маркетплейсы образовательных услуг: возможности и угрозы для классических университетов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2024;14(9):10–17. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2024.09.14.002

23. Капустина Л.В., Ермакова Ю.Д., Ненашева О.В. Маркетплейсы в образовании: перспективы развития. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023;7. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11057.


Рецензия

Для цитирования:


Ришко Ю.И., Бобошко Д.Ю., Трейстарь Д.М. Интеграция бизнеса в образовательные экосистемы университетов. Вестник университета. 2025;(9):57-68. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-57-68

For citation:


Rishko Yu.I., Boboshko D.Yu., Treistar D.M. Integration of business into university educational ecosystems. Vestnik Universiteta. 2025;(9):57-68. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-57-68

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)