Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Концепции и инструментарий развития инновационных процессов предприятий автокомпонентов – объект управления импортозамещением автомобильной промышленности

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-136-147

Аннотация

Работа посвящена комплексному анализу текущего состояния и перспектив развития автокомпонентной отрасли в Российской Федерации, рассматриваемой как стратегически важный сегмент отечественного автомобилестроения. В условиях трансформации глобальных производственно-логистических цепочек и действия международных санкций особое внимание уделяется последствиям ухода с российского рынка иностранных автопроизводителей и ограничениям на поставки комплектующих. Автор подробно рассматривает структурные, технологические и институциональные особенности рынка автокомпонентов, выделяя четыре уровня сложности производства, – от базовых элементов до высокотехнологичных интеллектуальных систем. Анализируются масштабы зависимости отрасли от импорта, в частности, акцентируется доминирующая роль китайских поставщиков в обеспечении текущих производственных потребностей. Рассматриваются последствия сложившейся ситуации для формирования добавленной стоимости и технологической независимости. Автор подчеркивает необходимость ускоренного развития локализованного производства, наращивания научно-исследовательского и опытноконструкторского потенциала, а также внедрения инновационных решений, включая цифровизацию и кооперацию с научно-образовательным сектором. В заключение предложены стратегические направления государственной политики и инструменты институциональной поддержки, ориентированные на стимулирование импортозамещения, создание устойчивой производственной инфраструктуры и формирование технологического суверенитета в сфере автокомпонентного производства.

Об авторе

М. И. Ляченков
Самарский государственный экономический университет
Россия

Ляченков Михаил Игоревич,  аспирант

г. Самара



Список литературы

1. Титов В.В. Многоуровневый подход к классификации предприятий по производству автокомпонентов. Вестник НГИЭИ. 2021;3(118):105–113. http://doi.org/10.24412/2227-9407-2021-3-105-113

2. Владимирова И.Г., Дубинский А.В. Классификация стратегий развития автомобилестроительных компаний в современном мире и перспективы отечественного автопрома. Менеджмент в России и за рубежом. 2005;1:17–27.

3. Ванхавербекe В. Формирование и развитие теории открытых инноваций. Инновации. 2008;1:78–84.

4. Астафьева И.А. Технологическая эффективность управления и ее место в обеспечении конкурентоспособности автомобилестроительной компании. В кн.: Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров: материалы 77-й Международной научно-технической конференции ААИ, Москва, март 2012 г. М.: Книга; 2012. С. 8–15.

5. Бортник И.М., Земцов С.П., Иванова О.В., Куценко Е.С., Павлов П.Н. и др. Становление инновационных кластеров в России: итоги первых лет поддержки. Инновации. 2015;7(201):26–36.

6. Брыкин А.В., Шумаев В.А. Организация инновационного развития промышленности на основе кластерного подхода. Экономист. 2013;3:35–39.

7. Гудкова А.А., Турко Т.И. Тенденции и перспективы инновационного развития субъектов Российской Федерации. Инноватика и экспертиза. 2015;1(14):70–80.

8. Иваненко Л.В. Кластеризация и формирование кластеров как инновационная форма развития экономики в городах. Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2024;2(77(20):5–8.

9. Ковалева Т.Ю. Институциональная среда как основа развития промышленных кластеров. Журнал экономической теории. 2014;3:129–135.

10. Мотова Д.Б. Российский инновационный кластер: особенности менеджмента. Инновационное развитие экономики. 2016;3(33):11–18.


Рецензия

Для цитирования:


Ляченков М.И. Концепции и инструментарий развития инновационных процессов предприятий автокомпонентов – объект управления импортозамещением автомобильной промышленности. Вестник университета. 2025;(9):136-147. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-136-147

For citation:


Lyachenkov M.I. Concepts and tools for developing innovative processes in enterprises of autocomponents – object of managing import substitution in the automotive industry. Vestnik Universiteta. 2025;(9):136-147. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-136-147

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)