Влияние характерологических особенностей личности педагога на поведение в конфликтной ситуации
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-157-163
Аннотация
Для того, чтобы избежать конфликтов в образовательной организации необходимо уметь правильно выявлять личностные особенности сотрудников, понимать, как именно различные характерологические особенности личности влияют на поведение, в том числе в конфликтных ситуациях, и с учетом полученных знаний выбирать стили руководства, общения, разрабатывать основы корпоративной этики. В статье рассмотрено понятие конфликта, конфликтной ситуации, предконфликтной ситуации и акцентуаций характера, выявлены основные функции и причины конфликта. Приведены результаты эмпирического исследования педагогического коллектива образовательной организации на предмет влияния характерологических особенностей личности педагога на стратегию поведения в конфликтной ситуации. Выявлена взаимосвязь акцентуаций характера и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Об авторах
А. С. ВасильеваРоссия
Васильева Анжелика Сергеевна –cтарший преподаватель
г. Москва
А. С. Вокуева
Россия
Вокуева Алина Сергеевна – студент
г. Москва
А. А. Николаева
Россия
Николаева Алла Алексеевна – кандидат социологических наук
г. Москва
Список литературы
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 3-е издание. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
2. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий. От темперамента − к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2011. – 254 с.
3. Великоредчанина, М. А. Психолингвистические аспекты характеристики конформной акцентуации // Прикладная психология и психоанализ. – 2007. – № 1. – С. 39-46.
4. Зайченко, Н. У. Конфликт в контексте развития субъекта // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 152-163.
5. Ковачик, П. Предупреждение и разрешение конфликтов / П. Ковачик, Н. Малиева. – М.: Ин-т психологии РАН, 1994. – С. 56.
6. Колесниченко, В. О. Акцентуация характера в самореализации творческой личности // Образование и общество. – 2008. –№ 6. – С. 46-49.
7. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд -во Рос. гос. проф.пед. ун-та, 2013. – 229 с.
8. Линчевский, Э. Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СПб: изд-во Военмеха, 2000. – С. 72.
9. Маналова, О. Н. Акмеологический ресурс индивидуального характера: акцентуации и деакцентуации черт // Мир психологии. − 2008. − № 1. − С. 236-245.
10. Николаева, А. А. и др. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников / А. А. Николаева, И. А. Савченко, Н. А. Зиновьева // Образовательные ресурсы и технологии. − 2018. − № 1 (22). − С. 27-32.
11. Николаева, А. А. и др. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении / А. А. Николаева, И. А. Савченко, О. С. Степанова // Научно-педагогическое обозрение. − 2018. − Вып.2 (20). − С. 125-130.
12. Родионова, Е. А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов. – СПб.: СПбГИПСР, 2005. – 81 с.
13. Савченко, И. А. Конфликты в образовательной организации в условиях организационных изменений // Конфликтология / nota bene. − 2018. − № 2. − С. 24-35.
14. Современный психологический словарь / Cост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ; СПБ.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.
15. Цой, Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая. − М. Глобус, 2001. – 230 с.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева А.С., Вокуева А.С., Николаева А.А. Влияние характерологических особенностей личности педагога на поведение в конфликтной ситуации. Вестник университета. 2019;(2):157-163. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-157-163
For citation:
Vasileva A.S., Vokueva A.S., Nikolaeva A.A. The influence of the character peculiarities of the personality of the teacher on behavior in a conflict situation. Vestnik Universiteta. 2019;(2):157-163. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-157-163