Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Исследование условий кадрового обеспечения с целью выявления адаптивности российских высших учебных заведений к развитию международного сотрудничества с применением цифровых образовательных технологий

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-37-46

Аннотация

В современных условиях экономической и политической напряженности крайне актуальным является проведение исследования адаптивности системы высшего образования Российской Федерации к развитию международного сотрудничества с применением цифровых образовательных технологий. При этом одним из ключевых ресурсов, используемых в процессе реализации механизмов международного сотрудничества в системе высшего образования, является кадровая обеспеченность российских вузов. В настоящем исследовании проведен анализ эффективности кадрового обеспечения вузов Российской Федерации на предмет соответствия актуальным требованиям рынка цифровых и дистанционных технологий обучения, а также готовности к применению механизмов развития международного сотрудничества в условиях глобальной цифровизации образовательного пространства по статистическим данным. Проанализирована динамика индекса цифровой грамотности научно-педагогических работников вузов Российской Федерации. В результате корреляционно-регрессионного анализа связи между численностью иностранных студентов, обучающихся в России, и показателей результативности научно-исследовательской деятельности, остепененности и индекса цифровой грамотности научно-педагогических работников в Российской Федерации выявлены сильные прямые зависимости. Сделан вывод, что повышение эффективности кадрового обеспечения и рост цифровой грамотности научно-педагогических работников российских вузов будет положительно влиять на конкурентоспособность и адаптивность системы высшего образования Российской Федерации на международном образовательном рынке.

Об авторах

М. А. Танина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал)
Россия

канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук,

г. Пенза



В. В. Бондаренко
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал)
Россия

д-р экон. наук, проф. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, директор филиала,

г. Пенза



В. А. Юдина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал)
Россия

канд. экон. наук, зав. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук,

г. Пенза



Д. П. Пензина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал)
Россия

студент магистратуры, 

г. Пенза



Список литературы

1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Программа «Приоритет-2030». https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/?ysclid=l1dt3xkc3r (дата обращения: 26.05.2022).

2. Российская Федерация. Государственная программа РФ «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (дата обращения: 26.05.2022).

3. Борисова А.А., Дмитриева Л.И., Рязанцева И.В. Кадровое обеспечение вуза: ограничители роста и результативности. Экономика труда. 2020;7(12):1269–1280. https://doi.org/10.18334/et.7.12.111256

4. Вертий И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов. Достижения науки и образования. 2018;2(7):91–94.

5. Веселова О.А. Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у педагогов. Вестник науки и образования. 2019;72:96–98.

6. Искорнева Д.А. Трудовая мотивация педагогов высших учебных заведений. Национальная ассоциация ученых. 2018;37:38–40.

7. Соколова Д.А., Ладугина Е.Д., Корнеева А.А. Эмоциональное выгорание педагогов. NovaInfo.Ru. 2019;(103):107–108.

8. Чаплинская Я.И. Профессиональное выгорание как процесс отчуждения. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020;(56):122–128. https://doi.org/10.17223/1998863X/56/12

9. Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Лескина О.Н. Отечественные практики повышения международной конкурентоспособности российских высших учебных заведений в условиях глобальных вызовов и угроз. Вестник университета. 2021;(6):61–69. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-6-61-69

10. Министерство науки и высшего образования РФ. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/?ysclid=l17dag09fk (дата обращения: 26.05.2022).

11. Главный информационно-аналитический центр. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 26.05.2022).

12. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. М.: Росстат-M.; 2021. 552 с. https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993 (дата обращения: 26.05.2022).

13. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М.: НАФИ; 2021. 88 с.

14. Громыко Г.Л. Теория статистики. М.: ИНФРА-М; 2015. 476 с.


Рецензия

Для цитирования:


Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Пензина Д.П. Исследование условий кадрового обеспечения с целью выявления адаптивности российских высших учебных заведений к развитию международного сотрудничества с применением цифровых образовательных технологий. Вестник университета. 2022;(9):37-46. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-37-46

For citation:


Tanina M.A., Bondarenko V.V., Yudina V.A., Penzina D.P. Study of staffing conditions to identify the adaptability of Russian higher education institutions to develop international cooperation using digital learning technologies. Vestnik Universiteta. 2022;(9):37-46. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-37-46

Просмотров: 285


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)