Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Трансформация образовательного пространства под воздействием пандемии: благополучие студентов и преподавателей в системе высшего образования

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-168-175

Аннотация

В статье представлено исследование нескольких направлений трансформации образовательного пространства под воздействием пандемии COVID-19. В фокусе внимания находятся: когнитивное благополучие студента; тьюторская модель взаимодействия преподавателя и студента в цифровизирующемся образовательном пространстве; функционирование института академической мобильности в условиях пандемии и постпандемического мира. Когнитивное благополучие учащихся подразумевает овладение цифровой грамотностью при неукоснительном соблюдении норм цифровой этики. Тьютор в современном образовании играет роль не только разработчика индивидуальной образовательной траектории, но и контролера и воспитателя. Для успешного осуществления тьюторских функций профессорскопреподавательскому составу вузов необходимо дополнительное обучение. Основные тренды академической мобильности – внутренняя и виртуальная мобильности. Авторы пришли к выводу о необходимости адекватной инфраструктурной политики образовательных организаций и бюджетного финансирования неизбежных преобразований образовательного пространства. Результаты статьи могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем трансформации высшего образования, при разработке предложений и рекомендаций специалистам в области управления высшим образованием для использования в практической деятельности.

Об авторах

Л. В. Кожевникова
Государственный университет управления
Россия

канд. филос. наук, доц. каф. философии,

г. Москва



И. Е. Старовойтова
Государственный университет управления
Россия

канд. филос. наук, доц. каф. философии,

г. Москва



А. В. Шишкова
Государственный университет управления
Россия

канд. филос. наук, доц. каф. философии,

г. Москва



Список литературы

1. OECD. PISA 2015 Results (Volume III): Students’ Well-Being. Paris: PISA, OECD Publ.; 2017. https://doi.org/10.1787/9789264273856-en

2. Pelletier K. et al. EDUCAUSE Horizon Report: Teaching and Learning Edition. Boulder, CO: EDUCAUSE; 2021. https://bit.ly/3LStgW0 (accessed 08.06.2022).

3. Iatsenko O., Shishkova A., Starovoytova I., Kozhevnikova L. (2019). Information technology and ethics in the educational space. In: Bataev D.K.S. et al. (eds.). Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Vol 76. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy; 2019. P. 1798–1806. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.242

4. Асеева И.А. Этические вызовы цифровой эпохи. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019;9(3):202–212.

5. Еременко Т.В., Меркулова О.Г. Информационно-этические ситуации в научной деятельности вуза: учеб.-метод. пособие. Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина; 2016. 80 с.

6. Толстикова И.И. Информационная этика современного общества. Культура и технологии: электронный мультимедийный журнал. 2018;3(3):58–64. https://doi.org/10.17586/2587-800X-2018-3-3-58-64

7. Челнокова Е.А., Набиев Р.Д. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения. Вестник Мининского университета. 2014;(4). https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/559 (дата обращения: 01.06.2022).

8. Маркелова Ю.И. Роль тьютора в системе дистанционного обучения. Известия вузов. Серия: Гуманитарные науки. 2013;4(3):198–201.

9. Авадаева И.В., Анисимова-Ткалич С.К., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Голденова В.С., Гребенникова В.М. и др. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография. Нижний Новгород: НПО «Профессиональная наука»; 2018. http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf (дата обращения: 17.06.2022).

10. Певная М.В., Калинина А.Н. Академическая мобильность как объект исследований в контексте понимания нелинейности высшего образования в России. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016;41:73–81.

11. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование. Экономика региона. 2019;15(2):420–435. https://doi.org/10.17059/2019-2-9

12. Ковба Е.Г., Грибовод Д.М. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы». Образование и наука. 2019;21(10):9–31. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-9-31


Рецензия

Для цитирования:


Кожевникова Л.В., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Трансформация образовательного пространства под воздействием пандемии: благополучие студентов и преподавателей в системе высшего образования. Вестник университета. 2022;(9):168-175. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-168-175

For citation:


Kozhevnikova L.V., Starovoytova I.E., Shishkova A.V. Transforming educational space under the impact of the pandemic: student and teacher well-being in higher education. Vestnik Universiteta. 2022;(9):168-175. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-168-175

Просмотров: 307


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)