АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
Приведены результаты анализа спроса на труд специалистов по управлению персоналом в Москве по состоянию на июль 2021 г. Сделан краткий обзор ведущих мировых и российских сайтов по трудоустройству. Обоснована корректность использования сайта HeadHunter (hh.ru) для анализа спроса на указанных специалистов. По результатам предварительного анализа должностей, предлагаемых специалистам по управлению персоналом в Москве, сформирована выборка из 250 вакансий, на которой оценены требования работодателей к соискателям. Анализ проведен по трем укрупненным группам – для руководителей (директоров) по персоналу, главных (ведущих) специалистов и специалистов (ассистентов). По предложениям по заработной плате построена и проанализирована диаграмма «ящик с усами».
Рассмотрены специфические особенности управления рисками в российских проектных организациях. Показаны преимущества реализации системы управления рисками в подобных структурах в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Выполнен обзор методической базы проектного риск-менеджмента, сформированной усилиями российских и зарубежных ученых. Представлены типовые проблемные ситуации, обусловленные реализацией присущих проектным организациям рисков, угрожающих ее стабильному функционированию. Рассмотрены ключевые причины формирования риск-факторов. Диагностированы негативные последствия пассивного управления рисками. Представлены предпосылки развертывания системы управления рисками в проектных организациях. Сделаны выводы о результативности и эффективности системы управления рисками в проектной организации, реализованной с применением элементов автоматизации бизнес-процессов.
Рассмотрена концепция ценностного управления в контексте смены эпох постмодернизма и метамодернизма, а также вызовов экономики 5.0. Выявлены основные элементы концепции управления по ценностям и их взаимосвязь с идеями постмодернизма и метамодернизма. Определены сильные и слабые стороны управления по ценностям в современных компаниях. Установлена роль институтов микро-, мезо- и макроуровней в изменении ценностей экономической деятельности. Авторы пришли к заключению о существовании кумулятивной накопительной связи между технологическими, ценностными, институциональными и экономическими изменениями. Уточнен потенциал ценностного управления организациями в экономике 5.0 в контексте эпохи метамодернизма.
СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ
Эпидемия COVID-19 заставила большинство работодателей перевести сотрудников на дистанционный формат, а после снятия ограничений многие компании сохранили этот режим. Поэтому сегодня актуально обсуждение вопроса, сохранятся ли в будущем гибридный или онлайн-формат как устоявшиеся формы делового взаимодействия между людьми. Цель исследования – определить основные проблемы в корпоративном управлении, возникшие в период вынужденного перевода части персонала на дистанционный формат работы, и показать возможности их решения с помощью цифровых инструментов. Слаженность работы в коллективе влияет не столько на производительность каждого из сотрудников, сколько на формирование общего видения ситуации, качество постановки и решения задач, наличие неформальных коммуникаций и устойчивость горизонтальных связей, на поддержку и адаптацию новых членов команды. Для обоснования выбора гибридного офиса применены экспертные оценки и метод анализа иерархий. В статье приведен перечень инструментов, обеспечивающих работу гибридного офиса, сформулированы их преимущества и перспективы развития. На примере внедрения системы биометрии в банке показана возможность оценки эффективности подобных решений с помощью методики расчета стоимости жизненного цикла (Total Cost of Ownership)
Рассмотрены проблемы и перспективы транспортно-логистической отрасли. Выделены наиболее распространенные инновационные технологии, применяемые транспортными компаниями. Проведен анализ факторов, сдерживающих цифровизацию транспортно-логистической отрасли, а также влияющих на развитие и внедрение инновационных технологий. Исследована государственная политика в области развития цифровых технологий транспортной логистики. Определен облик цифрового пространства транспортной логистики на ближайшее будущее. Рассмотрено влияние цифровых технологий, применяемых в рамках мировой транспортно-логистической инфраструктуры, на деятельность компаний. Сделан вывод, что применение инновационных технологий транспортными компаниями, которое диктуется в настоящее время условиями цифровизации экономики, напрямую влияет на ее конкурентные преимущества в отрасли.
Реализация инновационной политики на уровне регионов нуждается в стратегическом подходе, особенно актуально на данный момент формирование эффективных стратегических реакций на внезапно возникающие внешние угрозы и вызовы. В статье отражены результаты исследования специфики стратегических аспектов реализации инновационной политики Хабаровского края в современных условиях и сделан вывод о необходимости совершенствования механизмов корректировки стратегических целей инновационного развития на уровне региона в условиях быстроменяющейся внешней среды. Цель исследования – формирование актуальных стратегических приоритетов реализации инновационной политики в регионе на примере Хабаровского края. В качестве основных методов использованы SWOT- анализ, полигон альтернатив и дерево целей.
Цель исследования – изучение роли современных цифровых методов в продвижении музейных услуг с помощью веб-сайтов и социальных сетей. В качестве информационной базы использовалcя сайт государственного музея-заповедника М. А. Шолохова и социальные сети, используемые музеем для продвижения своих услуг. Определены технологии, которые наиболее активно используются музеем, проанализирована эффективность использования основных инструментов привлечения аудитории, выявлены тенденции использования дистанционных технологий во время пандемии COVID-19. Дан прогноз развития рынка музейных услуг с учетом новых онлайн-практик, обоснован ряд практических рекомендаций. Обозначены тенденции применения дистанционных и цифровых технологий в контексте повышения уровня инновационности форматов оказания музейных услуг в посткарантинный период.
Исследование теоретических подходов и концептуальный анализ способствовали уточнению дефиниции «платформизация» с позиции сетевых взаимодействий и технологической модернизации промышленности России, что легло в основу модели платформизации институциональных взаимодействий, базирующейся на формировании технологических альянсов, способствующих инновациям, совместному созданию ценности участниками сетей и прорывному развитию промышленности. На основе динамического подхода построена матрица позиционирования субъектов Российской Федерации, отражающая их распределение по четырем квадрантам в зависимости от уровня и темпов инновационного развития и позволившая выявить низкую долю регионов, демонстрирующих интенсивный прирост инновационной активности в совокупности с высоким рейтингом и высокую долю регионов, относящихся к стабильным слабым инноваторам. Определение платформизации сформулировано в контексте технологического развития промышленности, что отличает применение данной категории от представленного в литературе «цифрового» аспекта.
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Одним из производителей загрязнений в природной среде и на природно-антропогенных объектах является транспорт, выделяющий вредные пары при движении по автодорогам. Распространение загрязнения происходит во время движения транспорта по воздушному и водному потоку. В статье исследован уровень экологических загрязнений от транспорта в регионах России, выявлен общий процент вредных выбросов от транспортных средств. Анализ выбросов проведен на основе данных Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) при помощи эмпирических и математических, статистических методов. Дано краткое описание методики вычисления по испарениям от транспорта. В ходе исследования выявлены суммарные значения выбросов по различным группам транспорта в регионах, определены экологические зоны. Прослежена динамика изменений на транспорте за последние три года. Рассмотрены регионы, наиболее страдающие от вредных выбросов, предложены меры по снижению экологического риска. Обоснована необходимость национального проекта по экологии и очистке воздуха. Экологические проблемы на транспорте несут большую угрозу для окружающей среды, снизить выбросы моментально невозможно, но если постепенно применять меры по минимизации загрязнений, то можно улучшить экологическую обстановку в регионах.
Проанализировано экономическое состояние и перспективы развития современных морских портов в контексте развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации как ключевого фактора повышения экономической эффективности общественного производства. Представлен обзор системы морских портов Российской Федерации, включающей 67 портов в пяти морских бассейнах: Арктическом, Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном. Выделены основные этапы развития морских портов и отмечены характерные особенности каждого морского бассейна. Проведен анализ экономических показателей деятельности морских портов: грузооборота, объема перевалки сухогрузов и наливных судов в российских морских портах. Выявлены основные проблемы развития морских портов в России, рассмотрены цели государственного регулирования и система государственной поддержки. Определены направления повышения конкурентоспособности морских портов на мировом рынке.
Представлен анализ отрасли сталелитейной промышленности в России. Изучены внешние факторы рынка стали. Исследованы результаты деятельности сталелитейных предприятий за 2019 г. с последующим расчетом доли рынка каждого участника. Проведен расчет основных показателей структуры рынка с помощью формул Херфиндаля-Хиршмана и коэффициента концентрации для трех крупнейших продавцов. Оценена динамика выручки и производства стали в России основными производителями на отраслевом рынке, а также проанализированы изменения в уровне использования среднегодовой производственной мощности по ряду продукции. Проанализирована структура экспорта страны и влияние продукции сталелитейной промышленности в ней, а также факторы ее внутреннего и внешнего спроса. Рассмотрены факторы и тенденции развития отрасли.
Наращивание экспортного потенциала системы высшего образования является стратегической целью многих развитых и развивающихся стран, в том числе и России. При этом привлечение иностранных студентов в отечественные университеты дает возможность привлечь иностранные интеллектуальные ресурсы, развивать международное сотрудничество и дипломатию. В процессе исследования разработана модель системы управления конкурентоспособностью высшего образования в России, способствующая привлечению международного контингента студентов в российские вузы. Эта система учитывает влияние факторов мировой внешней среды и факторов макросреды государства. Субъект управления в такой системе представлен федеральным, региональным и университетским уровнями. Для каждого субъектного уровня разработаны методы привлечения международного контингента обучающихся в российские вузы. Объектом управления в разработанной системе выступает уровень конкурентоспособности высшего образования в России.
Многие эксперты высказывали точку зрения о пагубном влиянии на экономику мировой пандемии COVID-19. Не оспаривая эту популярную в российских и зарубежных средствах массовой информации позицию, авторы провели в 2020 и 2021 гг. исследования теневого рынка услуг в 19 регионах России и пришли к выводу о крайне незначительном негативном влиянии мировой пандемии на этот рынок. Большинство респондентов-теневиков не отметили ни существенного снижения из-за пандемии уровня дохода, ни смены профессиональной занятости, ни существенного изменения уровня конкуренции. Причинами этого положения дел стали: высокая социальная мобильность и социальная активность; более высокая адаптивность теневого рынка к любым кризисам и переменам, чем в официальных секторах экономики; высокий уровень доверия между субъектами и потребителями услуг этого сектора экономики; высокая скорость реакции этого рынка на потребности клиентов.
ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рассмотрены научные подходы к исследованию продовольственной безопасности на региональном уровне Российской Федерации. Проанализированы основные показатели, характеризующие уровень продовольственной безопасности Вологодской области. Выявлены основные проблемы в обеспечении населения региона продуктами питания собственного производства. В качестве проблемы, требующей наиболее пристального внимания региональных органов управления, определена проблема низкого уровня производства на территории региона мяса и мясных продуктов. Сделан вывод о необходимости усиления государственной поддержки предприятий мясного животноводства региона. Выполнен анализ мнений отечественных ученых о применении кластерного подхода к развитию агропромышленного комплекса. Обоснована целесообразность создания мясного кластера Вологодской области как перспективного инструмента решения проблемы низкого уровня обеспеченности населения региона мясом. Приведены результаты SWOT-анализа мясного кластера Вологодской области. Предложена общая концепция мясного кластера региона.
Рассмотрены проблемы, возникающие у организаций в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Последовательно проанализированы и проинтерпретированы результаты финансирования и реализации инвестиционных проектов и программ. Затронуты вопросы целесообразности использования показателей рентабельности капитала или активов организации, необходимых для реализации проекта. Обоснованы подходы к возможности использования механизма проектного финансирования. Уделено внимание положительным и отрицательным аспектам применения проектного финансирования в инвестиционной деятельности организации. Отмечено, что проектное финансирование, как правило, применяется при осуществлении крупных инвестиционных проектов, которые объединяют экономические интересы государства и частных инвесторов. Особое внимание уделено вопросам управления проектами и программами в рамках цифровой среды с целью обеспечения единой информационной базы. Проведен анализ возникновения возможных рисков при использовании механизма проектного финансирования и определены подходы к воздействию на возникающие риски. Результатом исследования стало формирование факторов, влияющих на эффективность применения механизма проектного финансирования при реализации инвестиционных проектов и программ.
Научно-обоснованная классификация затрат обеспечивает формирование релевантной информации о величине, структуре и содержании затрат организации. Необходимость классификации транспортно-экспедиционных затрат обусловлена требованиями поиска резервов минимизации расходов на продажу продукции (услуг). Повышение эффективности осуществления затрат является важнейшей управленческой задачей. Классификация транспортно-экспедиционных затрат дает возможность выделить в их структуре непроизводительные расходы и разработать систему управленческих мер по их минимизации, что приведет к увеличению прибыли и рентабельности. Существующие методические подходы к управленческому учету транспортно-экспедиционных затрат не позволяют сформировать единой научно-обоснованной классификации указанных затрат, выявить резервы их снижения на перспективу. В связи с этим целью статьи является исследование теоретических основ классификации транспортно-экспедиционных затрат как объекта управленческого учета, выявление основных проблемных вопросов классификации затрат и внесение предложений в части ее совершенствования. Теоретической и методологической основой исследования явились работы российских и зарубежных специалистов в области организации управленческого учета. Основными методами исследования, использованными при написании работы, явились метод теоретического системного анализа, монографический (описательный) метод.
Проанализированы методы управления проектами с точки зрения их применимости промышленными предприятиями, функционирующими в условиях цифровизации экономики. Предложен один из вариантов применения методов управления проектами на промышленных предприятиях, осуществляющих задачу по информатизации производственного процесса. Использование методов управления проектами способствует облегчению адаптации предприятий к изменяющимся условиям внешней среды, обусловленным активным развитием и внедрением информационных технологий и цифровизацией общества, позволяет выявлять и наиболее полно использовать имеющиеся ресурсы, принимать эффективные управленческие решения, налаживать взаимодействие между отделами, выполняющими различные функции. Процесс применения методов управления проектами должен осуществляться с учетом определяемой стратегией предприятия цели, а также тенденций в изменении условий внешней среды.
Проанализированы последствия пандемии COVID-19 для трудовой занятости населения в России. Спектр изучаемых вопросов во многом основан на ранее проведенных исследованиях в этой области и охватывает проблемы распространения удаленного режима работы, роста безработицы, сокращения зарплат и рабочего времени. Особое внимание уделено устойчивости положения работников, а также состоянию и реализации их трудового потенциала. Информационная база исследования представлена данными социологического опроса, проведенного на территории Вологодской области в мониторинговом режиме. Результаты анализа согласуются с ключевыми негативными тенденциями в сфере занятости в условиях пандемии: многие работники столкнулись с нарушением трудовых прав, задержками и невыплатами зарплаты, необходимостью поиска другой работы. На фоне ухудшения качества трудового потенциала выявлено увеличение напряженности трудового процесса, что может способствовать обострению профессиональных заболеваний. Сделан вывод о необходимости поиска оптимального баланса между здоровьем нации и экономическим ростом.
Цель исследования – выявление сущности цифровизации для бизнеса. Теоретико-методологическая актуальность статьи заключается в том, что экономистами до сих пор не рассматривался вопрос публичности процессов цифровизации для малого и среднего бизнеса. Недостаточность разработки таких вопросов предопределила актуальность и практическую значимость исследования. Рассмотрен сценарий осуществления цифровизации на примере г. Перми, где цифровизация проводится в соответствии с утвержденной «Концепцией развития цифровой экономики в Пермском крае». Решалась задача определения экономического эффекта от цифровизации бизнес-процессов в экономике города. В исследовании применялись: методы статистической обработки информации, общенаучный метод познания проблемы, метод системного анализа, теория цифровизации систем, расчетно-экспериментальные методики моделирования цифровизации собственности, а также методы, базирующиеся на теории функциональной специализации и теории реструктуризации. Сделан вывод, что внедрение цифровых технологий в общественную жизнь позволяет бизнесу принимать в этом участие и развиваться самому.
Рассмотрена актуальная проблема оценки валовой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями нефтегазового сектора Российской Федерации. В мире отсутствует единая система статистических показателей, определяющих границы и характеризующих экономику нефтегазовых комплексов стран мира. В качестве одного из простых показателей оценки роли нефтегазового комплекса в экономике страны принят расчет Всемирного Банка по оценке доли нефтяной ренты в валовом внутреннем продукте Российской Федерации. Отмечено, что нефтяная рента отображается лишь как часть первичных доходов, возникающих при добыче нефти и газа, их переработке, транспортировке и дальнейшем использовании. Обоснована целесообразность учета всей цепочки добавленной стоимости, создаваемой в нефтегазовом секторе экономики. Подробно освещены методологические сложности ряда взаимосвязанных проблем: измерения добавленной стоимости, создаваемой относимыми к нефтегазовому сектору предприятиями сферы услуг; сложной организации производственных структур (вертикально-интегрированные компании); трасфертного ценообразования в нефтегазовой отрасли; отражения налогов и субсидий на продуктах нефтегазового сектора. Сделан вывод о целесообразности расчета доли нефтегазового сектора в валовом внутреннем продукте Российской Федерации.
ФИНАНСЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Рассмотрена экономическая природа новой формы российских денег, выпуск которых в дополнение к уже существующим наличным и безналичным деньгам анонсирован Банком России в октябре 2020 г. Исследованы вопросы влияния цифрового рубля на деятельность коммерческих банков. На основе анализа структуры обязательств банковского сектора перед юридическими и физическими лицами определено, что запуск цифрового рубля спровоцирует отток около 15 % средств с текущих счетов клиентов, что в условиях использования устойчивых остатков по этим счетам в качестве источника финансирования доходных активов, вызовет необходимость повышения банками процентных ставок на кредитном рынке.
Финансовое планирование и прогнозирование являются важными функциями финансовых менеджеров, аналитиков и имеют важное значение при принятии управленческих решений. Без качественного финансового планирования невозможен долгосрочный рост, укрепление позиций компании на рынке. Повышение качества прогнозирования требует тщательного анализа применения различных методов и способов. В статье рассматривается методологическая проблематика прогнозирования ключевых финансовых показателей, связанных с прогнозированием конечных результатов компании. Представлен и апробирован алгоритм создания уточненных факторных прогнозных моделей финансовых показателей. На основе комбинированного применения различных экономико-математических методов усовершенствован метод прогнозирования, позволяющий снизить прогноз ошибки, что в свою очередь позволяет принимать более точные финансовые решения.
Рассмотрены теоретические вопросы и проблемы практического применения системы планирования ресурсов предприятия (англ. Enterprise Resource Planning, далее – ERP) как основы финансового менеджмента для компаний во Вьетнаме. Внедрение ERP-системы улучшает качество информации и поддерживает анализ менеджмента компании, способствует организации финансового управления, основанного на инновационной и долгосрочной перспективах, повышает эффективность системы управления в целом. В статье проанализировано применение ERP-системы в процессе управления предприятиями, перечислены самые известные отечественные и зарубежные системы ERP, проведено сравнение существующих систем на сегодня во Вьетнаме, указаны сложности в разврачивании компании. Предложены решения для развития системы ERP во Вьетнаме.
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ
Рассмотрена социальная политика государства в сфере трудовых отношений российских матерей с детьми дошкольного возраста и основные проблемы, с которыми сталкиваются матери в этой сфере. Проанализированы женская безработица, профессиональная сегрегация, дискриминация, проблемы функционирования социальносправедливой системы защиты работающих матерей, проблемы, связанные с совмещением семейных обязанностей и воспитания детей с трудовой деятельностью. В основу статьи положены результаты авторского социологического исследования представителей указанной категории, проведенного автором весной 2020 г. Изложены предложения респондентов по решению рассматриваемых проблем.
Исследованы социально-психологические механизмы влияния общественного мнения на формирование «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации как фактор регуляции служебного поведения. Рассмотрена проблема формирования положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции и поиск оптимальной психотехнологии его успешного проявления в регуляции служебного поведения в связи с тем, что снижение авторитета указанной службы в глазах общественности не позволяет полноценно сформировать положительный «Я-образ». Описаны психодиагностические методы, применяемые при исследовании, эмпирическая база. Обработаны и интерпретированы результаты исследования с применением описательной статистики, корреляционного и факторного анализа. Целенаправленное психологическое воздействие способствует формированию положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции, что доказывается проведенным эмпирическим исследованием.
ISSN 2686-8415 (Online)